Крым я полюбил давно. Наверно тогда, когда в нем еще не был - года в два. В три года (в 1987-м) я ездил на отдых в Крым с папой на машине. Воспоминания остались очень смутные - горный серпантин, тихое вечернее море и "Ракета" ("Метеор"?) в котором мы куда-то плавали.

Второй раз я попал в Крым пятнадцать лет спустя - летом 2002(8-15 августа), когда мне было почти девятнадцать. Тогда мы очень неплохо отдохнули неподалеку от Судака в Морском. Это еще более укрепило мою любовь к Крыму и его горам. С тех пор в моей душе поселилась мечта о солнечных горах Крыма, утопающих в зелени, с видами на море с километровых высот.
Мечта эта укрепилась к весне, когда зима длинная и холодная уже надоела, хотелось тепла и отдыха. Весь март я прожил в ожидании поездки в горы, которую наметили на начало апреля. Я слушал Кино и Действо. Со мной в горы собиралось еще три человека: Сергей Погорелов, опытный турист; Артем Шведчиков, его друг; Дмитрий Богун, мой друг-фидошник.
Сергей (Серп)- опытный и начитанный турист, который весело и с матом рассказывал о своих былых похождениях, которые достойны отдельного изложения.
Тема - его друг, нередко участвующий в его походах.
Дима - человек, который по-моему впервые выбрался таким образом.

Изначально мы собирались выехать вечером во вторник 8-го апреля и вернутся в понедельник утром. Вторник был выбран из-за занятий на военной кафедре, которые проходили у меня в этот день. Тема тоже ходил на войну, но на его военку решили положить. Но в понедельник оказалось, что у Темы нет денег, а у Серпа болит зуб. В принципе на вечер вторника все эти проблемы были решены, но тем не менее выезд отложили на неделю. Я прожил эту неделю в нетерпеливом ожидании.
И вот, наступило 15-е апреля - день, когда мы решили выдвинуться в путь. На военке я обнаружил Тему и Серпа. Оказалось, что Темин рапорт о "семейных обстоятельствах" (у него война в субботу) не приняли. Тема не хотел проблем и потому не знал, ехать или нет. Мы с Серегой насели на него и это дало результаты, хотя мы до вокзала не знали поедет ли он.

Наш поезд - это Харьков-Симферополь(21:16) или Москва-Симферополь(21:45). В полвосьмого мы с Серпом (он мой сосед) выдвинулись, я позвонил Теме и он сказал что почти готов. По пути я видел препода с нашей кафедры и поздоровался с ним. Мой прикид (штаны, куртка и рюкзак) не оставили у него сомнений о том, что меня некоторое время не будем на занятиях. Тогда меня это волновало менее всего. Погода была хорошая - солнечно, тепло (+16).
Место встречи - холл вокзала, под Лениным, время - 20:30. Мы с Серпом опоздали минут на 10. Нас уже поджидал Дима. Через десять минут явился Тема. Мы с Серпом тут же пошли за билетами и купили их на 81-й поезд на 21:16. Билеты в прицепном вагоне были дешевле чем в других (~12 гривен). Попытка без вспышки сфотографироваться на фоне вагона ничем не увенчалась, фотка осталась незасвеченной Мы без проблем заняли одно купе, распили два литра Белого Черниговского на четверых послушали и порассказывали немало прикольных историй.
Ночь в поезде (мы уляглись около 12-ти) была особой частью нашего путешествия. Причиной тому стал собачий холод и пара собак в соседнем купе, которые всю ночь бегали по вагону. Мерзли ноги ниже куртки. Причиной этому была щель в вагоне, заклеенная скотчем возле Димыной головы. Каждый час-два все просыпались и начинают ржать по разным поводам. В четыре утра все подрываются и надевают дополнительные вещи. В шесть просыпаемся, небо затянуто, погода не очень. В семь ровно, по расписанию, прибываем в Симферополь. На улице +12. Тут же садимся на троллейбус в Алуштинском направлении(7:10, цена 2 гривны).

Река Ангара. Утро 16 апреля 2003 (около 8:30). Слева направо: Тема, Серега, Дима и Иван.
Река Ангара. Утро 16.04.03 (около 8:30). Слева направо: Тема, Серега, Дима и Иван.
Едем в троллейбусе. Серп дремлет, я пишу дневник, который стал основой этого отчета. Зелени на деревьях нет, пасмурно, не очень тепло, что портит впечатление о начале поездки.В 08:15 мы уже на Сосновке, рядом полноводная по весне Ангара несет мутные воды. Мы фотографируемся на островке с помощью автоспуска а также треноги моего друга Витька.

Рядом находился, как мы в последствии узнали, турприют (3.50 в сутки!). Мы переходим с помощью мостика через Ангару и по маркированной тропе начинаем подъем. Погода ничего. Видно Димерджи к юго-востоку, Юки-Тепе (931м)к северо-востоку, Верхнее плато Чатыр-Даг на юге. На его снежном фоне следующая фотография. Солнце то светит, то закрывается облаками, тепло, ветра, из-за крутого подъема нет. Я даже видел маленькую лисичку, которая мгновенно скрылась.
В 10 утра мы уже на плато(1000 м). Перед самым выходом на него, на последних метрах крутого подъема появляется ветер. На плато он весьма силен, дует с востока или юго-востока. Бросаем рюкзаки, берем бутылки и флягу и идем в близлежащее Орлиное Ущелье, где находится чистый горный ручей. Там еще одна фотография. Почва каменистая, камни поросли травой и мхом. На восточном склоне ущелья во многих местах снег, как и в ямах.

Ветер крепчает. На отдыхе сидим за рюкзаками и пытаемся спрятаться от ветра. Идем в гору. Вскоре вдалеке (метров 200) возникает силуэт ракеты - на плато находится что-то вроде военного музея в связи с соседствующей военной частью. Мы идем по дороге (скорее по тропе для машин) практически против ветра. Неприятно. Ветер сильный, капюшон хлопает как парус на ветру.
На плато очень много пещер (я не считал, но думаю не менее пятидесяти). Две из них оборудованы, и за их осмотр берут деньги (это Эмине-Баир-Хосар и Мраморная). Мы же обследовали оборудованную, но заброшенную пещеру Эмине-Баир-Коба. В ней нет разветвлений(точнее они не обнаруживаются сразу) есть перила и ступеньки. Спуск к входу в нее был весьма сложен - в яме было до 70 см снега, было скользко и мусорно.

Потратив полчаса(с 12 по 12:30) на осмотр этой пещеры мы выбрались наверх и обнаружили оторванный от Тёмыного рюкзака каремат, который к счастью запутался в кустах возле спуска к входу в пещеру. Тут голод показал себя и мы решили перекусить. Ветер еще более усилился, он уже нес туман, который увлажнял одежду. Поэтому мы спустились в северном направлении метров 50 и там легко пообедали, доедая то, что давали нам в поезд.

Мы шли на Юг по дороге. Ветер фактически южный. Сквозь тонкую пелену тумана проглядывает солнце. Пасмурно, но светло. Вполне тепло. В пол-второго мы уже возле пещеры Бин-Баш-Коба, которая оказалась более интересной чем предыдущая. Как оказалось впоследствии, она имеет общую протяженность 110 метров, хотя показалась маленькой. Местами в ней надо проползать на корточках по воде. Первыми в нее пошли я и Серп, и еще незамутненную воду в неверном свете фонаря было тяжело заметить - столь чиста и спокойна была поверхность луж. В пещере холодно - близко к нулю. Местами тонкий слой воды покрывает лед, отчего воду не заметно, а лед становится вдвойне скользкий. В пещере четыре зала, которые соединены между собой. В самом большом - последнем, есть подъем вверх, где видно свет неба. В одном из залов Серп и Тема находят фаллический сталагмит. Мой Зенит от горного воздуха и тумана заглючило и он вместо 30-й выдержки делает ручную. Я же держал кнопку около секунды, благодаря чему скудно подсвеченный сталагмит получился на фотографии. У Серпа вышло хуже. На выходе из пещеры я проверяю фотоаппарат и он честно мне делает нормальную 30-ю. Я уже начал думать что он умный, однако в последствии оказалось что это не так.

Побродив по пещере не менее часа мы продолжаем свой путь на Юг - к второй по величине горе Крыма - Эклизи-Бурун, что венчает верхнее плато Чатыр-Даг. Мы постепенно подымаемся еще на 100 метров, растительности становится все больше, земля покрыта коврами можжевельника. Количество снега растет, а среди нас в зимней обуви один Серп - у него туристические Vibrames из сэконд-хэнда со вшитыми языками и прочими прелестями, однако местами они разошлись по шву, а Сергей не зашил их в Харькове. У нас же обувь типа спортивных тапочек и кроссовок. Дима весь этот день прет палатку, у него проблемы с рюкзаком на котором отгибаются металлические кольца лямок и лямки рискуют оторваться. Походу в месте крепления лямок так же рвется нитка шва.

Около 16-ти мы находимся в километре от подъема на Верхний Чатыр-Даг, снега очень много и он глубокий - до 30-40 см. У всех мокрые ноги. Между двух деревьев находим чистый от снега пятачок, Серп идет на разведку но ничего более интересного не находит. На пятачке ставим палатку и понимаем, что 1.5 метра ширины (палатка была длиннее обычной и имела у задней стенки место под рюкзаки) это очень мало для четырех среднего роста мужиков. Все матерятся как при ее установке так и при попытке впихнуть в нее 3 каремата и дутик для Димы. В палатке вмещается всего 2.5 каремата по 60 см. Натаскали камней с ближайшего холмика и соорудили очаг, на котором тщетно пытались высушить носки. Я и Дима ходим в сухих носках, одев поверху вторую пару шерстяных сухих прямо по сырым листьям пятачка. У Темы были еще одни кроссовки, он ходит в них. Серп - в мокрых вибрамах. Ужин представлял собой две мивины, полбанки тушенки в солидоле на брата. Делаем несколько фотографий - очага и ужина, и Верхнего Плато в рассеявшемся тумане.

В 20:25 мы уже лежим по стойке смирно в палатке. Если днем на мне был один свитерок с начесом, штаны и куртка, то ночью я одел трое штанов и пять шмоток наверх. Спал в куртке в спальнике. Не замерз. Дима же, мой сосед, спал без спальника под одеялами и в более легком прикиде, но не замерз, что вызвало мое удивление. Еще видно сквозь палатку свет неба, свежий воздух и усталость дают свое и вот мы уже смеемся как накуренные в тесноте этой палатки. Думаем о невозможном случайном прохожем, который бы нашел смеющуюся палатку в горах Крыма и нам становится еще смешнее.
Засыпаем.

Эти статьи могут быть Вам интересны: Организация отдыха, Плитвицкие озера, Как я ездил в Англию или История о том, Остров Сентоза, Климатические условия, Как я съездила в Африку и что я там увидела